1 100

Ледокол "Красин" был построен в Англии, в городе Ньюкасл, по заказу российского правительства.
К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола, построенного на той же верфи в Англии в 1899 году по проекту вице-адмирала Степана Осиповича Макарова и получившего имя "Ермак", стало уже недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ. Тем не менее, несколько лет спустя, для обеспечения зимнего плавания судов в Архангельск, превратившегося с началом первой мировой войны в важнейший внешнеторговый порт России, о проекте вспомнили. Но Морской Генеральный штаб отверг идею создания судна, способного ломать лед толщиной больше 2 метров. Казной были выделены средства на строительство лишь двух небольших ледоколов. Ведущие специалисты Главного управления кораблестроения прямо заявили, что суда заказываемого типа не справятся с тяжелой ледовой обстановкой Белого моря. Эту точку зрения решительно поддержал морской министр И. К. Григорович. Именно его заявление способствовало положительному решению в непростой конфликтной ситуации. Знаменитая фраза министра запомнилась многим. "Поступиться числом ледоколов в пользу их лучших ледокольных качеств будет желательно".
В начале января 1916 года вопрос решился в пользу заказа на строительство ледокола с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с.. В том же году был заключен контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый ледокол "Святогор" (а именно такое имя былинного богатыря первоначально дали ледоколу) строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.
Работы велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля. К маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений.
3 августа состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро. Там началась погрузка десяти цилиндрических огнетрубных котлов и трех вертикальных паровых машин для машинного отделения ледокола.
И, наконец, 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов. 3 января 1917 года состоялся выход в море под всеми бортовыми машинами с допуском на судно сформированной еще в сентябре 1916 года команды.
Официальные испытания задержались из-за опасности потопления ледокола германскими подводными лодками. Состоялись они только 3 марта. В этот день ледокол вышел в море, но, пройдя всего лишь 15 миль, повернул назад. В рапорте капитан К. К. Неупокоев объяснил свои действия тем, что "ледокол совершенно не слушался руля, уклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны".
Специальная комиссия пыталась доказать, что по своим маневренным качествам ледокол ничем не уступает старшему брату "Ермаку", стаж безаварийной работы которого насчитывал 17 лет. Это же подтверждали и специалисты завода. Пока шла напряженная дискуссия "Святогор" продолжал простаивать в Ньюкасле.
Наконец, после незначительных изменений расположения части высокоточных приборов управления, 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

Уже в начале 20-х годов в России остро чувствовалась нехватка мощного линейного ледокола. Все это время молодое советское правительство активно вело переговоры о возвращении ледокола "Святогор" на Родину. Британское адмиралтейство участвовало в переговорах и сотрудничало с полпредом России, а позднее посолом и министром внешней торговли Советской России Леонидом Борисовичем Красиным. Переговоры прошли успешно и уже в августе 1921 года ледокол вернулся в Россию.
После смерти Л.Б. Красина в 1926 году имя этого советского дипломата и государственного деятеля в 1927 году было присвоено ледоколу.

Ледокол "Красин" самый главный музейный объект, в статусе государственного памятника, с охранным свидетельством и 4 приложениями, в которых перечислены все механизмы, судовое имущество, то есть вся материальная часть ледокола. С 2004 г. ледокол "Красин" является филиалом Музея Мирового Океана.
Проблема сохранения судна - это самая основная задача, стоящая перед научным отделом музея, так как ледокол уникальный памятник судостроения мирового уровня. На протяжении 35 лет с момента постройки в 1917 г. "Красин" оставался лучшим ледоколом мира, а прослужил гораздо дольше - до наших дней. Последнее его плавание прошло в 1998 г.

АвторЕмелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А.
Издательский домПаулсен
Дата издания2016
ЯзыкРусский
Кол-во страниц168
Формат страницвертикальный
Жанрнаучно-популярная, фотоальбом, Биография, Историческая проза
Иллюстрациицветные
ISBN978-5-98797-125-3
Издательство"Паулсен"