Гео-Букинист
600

Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде, Царевская Т.Ю.


-М.: Северный паломник, 2002. - 72 с.: ил.

ISBN 5-94431-045-6

©Т.Ю. Царевская, 2002

© Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

© Издательство «Северный паломник», 2002

© Фото Г.Е. Ковальчук

В.Д. Сарабьянов

Никольский собор но Ярославовом дворищ заложенный в 1113 году, — древнейший из сохранившихся русских храмов, построенных в честь св. Николая. Посвящение княжеского собора св. Николаю Мирликийскому стало одним из первых свидетельств его почитания на Руси.

На протяжении многовековой истории собор пережил длинную череду бедствий, пожаров, перестроек и чинок. В ходе реставрации 1990-х годов ему были возвращены черты первоначального облика и в том числе восстановлено древнее пятиглавие. Сохранившиеся фрагменты фресковой росписи XII века дают представление о её высоком качестве и содержат важную информацию о первоначальном замысле и художественных особенностях живописного ансамбля.

---

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ

АРХИТЕКТУРА

СТЕНОПИСЬ

ИКОНОСТАС

СХЕМЫ РОСПИСИ СОБОРА

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

---

ИСТОРИЯ
Николо-Дворищенский собор в Новгороде основан, согласно летописям, в 1113 году на правом берегу Волхова, напротив новгородского Кремля — Детинца (илл. 1). На этом месте, известном как Ярославово дворище, по преданию, в первые десятилетия XI века Ярослав Мудрый, еще в бытность свою новгородским князем, построил дворец: «Жил князь Ярослав на Торговой стороне, близ реки Волхова, где ныне церковь каменная Николая Чюдотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище» (Вторая Новгородская летопись). Княжеский двор существовал здесь, вероятно, до конца XV века, поскольку именно с этого времени в источниках появляется название «дворище», которое означает место, где прежде был двор.

Собор возводился именно как дворцовая княжеская церковь: между его полатями (хорами) и княжескими хоромами, по-видимому, размещавшимися к юго-западу от храма, был предусмотрен особый переход, которым могли пользоваться лишь члены княжеской семьи, тогда как сообщение между хорами и нижней частью самого собора первое время отсутствовало. С севера почти вплотную к собору примыкала территория Торга с находившейся рядом главной городской пристанью — таким образом, храм был воздвигнут в одном из самых оживленных мест Новгорода.

Строитель собора — князь Мстислав Владимирович (1075 — 1132) — известен как один из выдающихся деятелей в истории Древней Руси. По своему происхождению он принадлежал сразу к двум виднейшим аристократическим родам средневековой Европы: по линии отца, князя Владимира Всеволодовича Мономаха, он считался потомком византийских императоров, а по матери, принцессе Гиде,- был внуком последнего англосаксонского короля Харальда II (Гарольда Смелого), что хорошо знали в Западной Европе, где Мстислава нередко называли именем деда — Арольдом (Харальдом). Около 1088 года тринадцатилетний Мстислав впервые — на короткое время — присылается дедом, великим киевским князем Всеволодом, в Новгород на княжение. В 1095 году новгородцы уже сами призвали полюбившегося им князя, после чего, в 1097 году, на Любечском съезде князей Новгород был окончательно закреплен за Мстиславом. Симпатии новгородцев к этому князю были столь велики, что в 1102 году, когда киевский князь Святополк захотел перевести Мстислава из Новгорода, они этому воспротивились, заявив: «Сего ны далъ Всеволодъ (Всеволод Ярославич, дед Мстислава). А въскормили есмы собе князь... И Святополкъ же многу прю имевъ с ними. Онемъ же не хотевшим поимше Мстислава придоша Новуго-роду» (Лаврентьевская летопись).

---

Серия «Памятники художественной культуры Древней Руси» включает в себя краткие монографические публикации наиболее значительных произведений русской архитектуры и монументальной живописи XI - начала XVIII веков. Авторами книг серии являются ведущие специалисты в области архитектуры, живописи и истории Древней Руси, а также сотрудники местных музеев и галерей, посвятившие многие годы изучению уникальных памятников. Отражая современные научные представления о древнерусском искусстве, книги серии рассчитаны не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей и культурой.


Букинистическое издание. Сохранность  4+

АвторЦаревская Т.Ю.
Издательство"Северный паломник"
Издательский домСеверный паломник
Жанрпутеводители, научно-популярная