Тонкая грань
Существует тонкая, едва уловимая стилистическая граница между искусством фотографии и прикладной (коммерческой) фотографией. Она не столько в качестве художественного исполнения, сколько в явном присутствии авторского стиля. Стиль этот (его могут называть профессионализмом, талантом, авторским взглядом, художественным чутьем) виден в каждом снимке и не зависит от жанра, сюжета и техники исполнения. В альбоме Сергея Щербакова собраны очень разные фотографии, объединённые его стилем, талантом, взглядом, чутьем.
Эта авторская летопись-исповедь показывает этапы развития фотохудожника, его погружения в разные темы и жанры . Практически в каждой работе виден личный подход к раскрытию темы, поиску форм выражения его понимания гармонии жизни: не только в эталонной красоте, но еще и в подобии и контрасте форм, света , эмоций, жестов, мимики, взаиморасположении, - всего того, из чего состоит пространство человеческой жизни.
Сочетание образов подобия однотипного и разнородного далекого, язык символов и визуальных знаков, логика понимания формы и нарушение этой логики... Если эти принципы совмещать в одной композиции, то может возникнуть какофония, а может родиться "неожиданная гармония". Чувство меры в балансе такого совмещения - это и есть тот самый критерий, который передвигает каждую авторскую фотографию по ту или иную сторону невидимой границы, отделяет небольшой островок Настоящих Фотографий в фотографическом океане.
Начинается книга с работы, которую я бы назвал "вселенная фотографии ". Это абстракция на тему льда, которая отражает идею многослойности, подобия и индивидуальности. Такова позиция этого мастера в искусстве фотографии - его творчество многослойно, индивидуально и связано единством стиля.
Все, создаваемое Сергеем Щербаковым, - это объединённый авторским взглядом единый эстетический элемент в визуальной культуре, а оценить его "местоположение на карте" очень хорошо помогает альбом. Именно он, подчеркивая идею единства стиля при разнообразии формы, позволяет системно взглянуть на творчество автора как на явление в российском фотоискусстве.
Вадим ШТРИК,
Издательство ГеоФото
Достоинство кадра
Фотограф-авангардист Александр Родченко мечтал, чтобы люди могли пользоваться фотокамерой, как записной книжкой. Новые технологии воплотили мечту художника в реальность, и сегодня миллионы людей фиксируют собственную жизнь на обычный смартфон. Им же снимают то, что просто привлекло их внимание.
Нередко они опережают профессиональных репортеров и становятся первыми свидетелями масштабных событий, одним нажатием кнопки отправляя свои снимки в Интернет, где оперативность информации имеет приоритет над её качеством. И диафрагма, и выдержка, о которых уже не приходится думать, здесь совершенно не при чем. Как, и ушедшее в прошлое, «таинство» проявки и печати при красном свете.
Снимки Сергея Щербакова передают не только ощущения человека, смотрящего в объектив, но и ощущения людей, находящихся по другую сторону бездушной оптики – средства для фиксации «здесь и сейчас». Притирка двух полей, создает биполярную ауру, способную расшириться вне государственных границ и языковых барьеров. Расшириться в том, что нас роднит, заставляет сопереживать, а не развлекает. Именно это делает человечество единым живым организмом. В этом есть достоинство фотографии, в целом, и каждого отдельно взятого кадра, составляющего ленту человеческого бытия.
Вадим ПЕРЕСВЕТОВ,
Член Союза Журналистов России и Международной Федерации Журналистов (IFJ).