Этот сборник статей по искусству и культуре Византии и стран, входивших в круг ее влияния, посвящается Ольге Сигизмундовне Поповой.
Изучение и преподавание истории византийского искусства — главное дело жизни Ольги Сигизмундовны Поповой. Ее статьи и книги стали большим вкладом в мировую науку, а лекции и семинары в Московском университете — значительным этапом в формировании многих поколений искусствоведов.
13 июля 2008 года мы отмечаем семидесятилетие Ольги Сигизмундовны Поповой, выдающегося российского ученого, историка византийского искусства. В этом же году исполняется сорок лет преподавания Ольги Сигизмундовны в Московском Государственном университете. Ее преподавательская и исследовательская деятельность известна и высоко ценится в нашей стране и за рубежом. Она обладает удивительным даром: видеть во всех явлениях самое существенное и выражает это в словах ясно и ярко. Это качество отличает и научные труды О. С. Поповой: семь книг, более восьмидесяти статей, посвященных разным памятникам и проблемам византийского и древнерусского искусства. Нетрудно выделить несколько наиболее значимых в ее научном наследии тем: это соотношение искусства Византии и Руси, греческие и русские иллюстрированные рукописи, живопись палеологовского периода, монументальное искусство XI–XII веков и др. Ольга Сигизмундовна Попова сумела раскрыть и описать специфику византийского художественного образа. Поэтому сборник статей в ее честь коллеги и ученики решили назвать «Образ Византии».
Содержание
- А. В. Захарова (Москва). Ольга Сигизмундовна Попова, историк византийского искусства.
- Список работ О. С. Поповой.
- З. А. Акопян (Ереван). Трапезундское армянское Евангелие в контексте византийского искусства.
- М. Aspra Vardavakis (Athens). Variant of the Hodegetria on a Sinai Icon with Raised Nimbi.
- M. B. Бибиков (Москва). Византийский «инструментарий» времени.
- А. Ю. Виноградов (Москва). Первый эпиграфист, «год от Адама» и воспорский Апостолейон. История феодосийской колонны.
- Е. А. Виноградова (Луковникова) (Москва). О стиле росписей Софии Трапезундской.
- Н. В. Герасименко (Москва). Мина Египетский (Фригийский) или Мина Калликелад? К вопросу об одной иконографической особенности.
- Т. В. Гончарова (Москва). Росписи храмов Каппадокии после середины XI века.
- F. de' Maffei (Roma). L'icona dei Santi Sergio e Bacco a Kiev.
- Э. Н. Добрынина (Москва). О происхождении миниатюры с евангелистом Лукой в греческом Толковом Евангелии третьей четверти XII в. (РГАДА, ф. 1607, оп. 1, № 3).
- С. П. Заиграйкина (Москва). Мозаики капеллы Сан Витторе ин Чьел д'Оро в Милане. Особенности иконографической программы.
- В. Н. Залесская (С.-Петербург). Медальон с изображением царя Константина (из новых поступлений Государственного Эрмитажа).
- А. В. Захарова (Москва). О некоторых особенностях иконографии миниатюр Трапезундского Евангелия.
- С. А. Иванов (Москва). Чудо св. Евстратия с синайской иконы и его литературный прототип.
- А. Ю. Казарян (Москва). Тетраконх Агарака: исследование утраченного памятника «классической» архитектуры стран Закавказья.
- Н. И. Комашко, Е. М. Саенкова (Москва). О некоторых русских иконах XVI — начала XVIII в. в церковных собраниях Греции.
- Г. Г. Литаврин (Москва). Константин Багрянородный о храмах Далмации.
- Л. И. Лифшиц (Москва). К вопросу о дате создания византийской камеи панагии патриарха Иова.
- К. Ловерду-Цигарида (Фессалоники). Изображение Богоматери в северо-восточном куполе церкви свв. Апостолов в Фессалониках.
- B. C. Мефодьева (Москва). Миниатюры в греческом Толковом Евангелии XII в. (РГАДА, ф. 1607, оп. 1, № 3): практическая реставрация и опыт компьютерной реконструкции.
- К. М. Муратова (Париж). «Dux Troianus» — византийский святой? К истории иконографии античных героев в искусстве средневекового Запада.
- О. В. Овчарова (Тула). Образ и стиль в миниатюрах круга Гомилий Иакова Коккиновафского.
- И. А. Орецкая (Москва). О миниатюрах рукописи Четвероевангелия РНБ, гр. 801.
- Е. Я. Осташенко (Москва). Икона «Рождество Христово» второй четверти XV века из придела Благовещенского собора Московского Кремля.
- V. Расе (Roma). La chiesa di Santa Maria delle Cerrate e i suoi affreschi.
- Г. В. Попов (Москва). О скриптории Спасо-Андроникова монастыря времени Андрея Рублева.
- А. Л. Саминский (Москва). Образ и смысл.
- В. Д. Сарабьянов (Москва). Храм-реликварий преподобной Евфросинии Полоцкой. К реконструкции первоначального замысла Спасской церкви Евфросиньева монастыря.
- Э. С. Смирнова (Москва). Миниатюры Остромирова Евангелия. Особенности иконографии.
- И. А. Стерлигова (Москва). Неизвестные поздневизантийские рельефы слоновой кости в Музеях Московского Кремля.
- В. Е. Сусленков (Москва). Свет в позднеантичном и раннехристианском искусстве и раннехристианская иконография Христа-Солнца.
- В. Todić (Belgrad). What Was the Opening Scene of the Cycle of St. Simeon Nemanja at Studenica?
- Т. В. Толстая (Москва). Икона «Богоматерь Тихвинская с Троицей и святыми» из Успенского собора Московского Кремля.
- V. von Falkenhausen (Rome), V. Prigent (Rome, Paris). Sceaux inédits des collections privées.
- Б. Н. Флоря (Москва). Римляне на Балтийском море.
- Б. Л. Фонкич (Москва). Хлудовская Псалтирь: кодикология и палеография; история рукописи.
- Н. Хелу (Бейрут). Фрески Кафтуна (Ливан): соединение византийской и восточной традиций.
- Т. Ю. Царевская (Новгород). Княжеская тематика в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода.
- Е. Н. Цигаридас (Фессалоники). Выносная икона с изображением Распятия, третьей четверти XIV в., из Великой Лавры на Афоне.
Автор | под ред. Захаровой А. В. |
Издательский дом | Издательство "Северный паломник" |
Дата издания | 2008 |
Язык | Русский |
Кол-во страниц | 672 |
Иллюстрации | цветные |
Вес упаковки | 1.7 кг |
ISBN | 978-5-94431-277-8 |
Издательство | "Северный паломник" |