Начало творческой деятельности Давида Ефимовича Аркина (1899—1957) относится к 1920-м годам. Особенно много он писал в эти годы о художественной промышленности и современной архитектуре. Среди его работ этого времени наиболее известны книги «Искусство бытовой вещи» (1932) и «Архитектура современного Запада» (1932). Позднее, в 30—50-е годы, интересы Д. Е. Аркина сосредоточились вокруг проблем классического наследия, которому и были посвящены книги его этюдов «Образы архитектуры» (1941) и «Образы скульптуры» (1961), в основной своей части вошедшие в настоящее издание. В этюдах Д. Е. Аркина ярко проявились присущие ему широта эрудиции, тонкость художественного анализа и редкое литературное мастерство. СОДЕРЖАНИЕ 7 ОТ РЕДАКЦИИ
9 ПРЕДИСЛОВИЕ М. В. Алпатова ОБРАЗЫ АРХИТЕКТУРЫ
13 ПАЛЛАДИО В ВИЧЕНЦЕ
33 РИМСКИЕ ЗАМЕТКИ
61 ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ
81 ЛЕДУ
101 АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
143 БАЖЕНОВ И КАЗАКОВ
166 АДМИРАЛТЕЙСТВО
226 РОЖДЕНИЕ И ГИБЕЛЬ ХРУСТАЛЬНОГО ДВОРЦА
241 РИСУНОК АРХИТЕКТОРА ОБРАЗЫ СКУЛЬПТУРЫ
253 ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ
284 БЕРНИНИ-СКУЛЬПТОР
311 «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
359 «МАРСЕЛЬЕЗА» РЮДА
377 «ГРАЖДАНЕ КАЛЕ» РОДЕНА 395 СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ОТ РЕДАКЦИИ Предлагаемая вниманию читателя книга известного искусствоведа Д. Е. Аркина состоит из ряда очерков, посвященных шедеврам мирового и отечественного искусства, а также отдельным ее мастерам. Очерки эти в основном извлечены из книг Д. Е. Аркина «Образы архитектуры» (1941) и «Образы скульптуры» (1961), которые в свое время были заметным явлением в нашем искусствоведении и заслужили признание читателей, но с тех пор не переиздавались. Темы очерков относятся к самым разным эпохам. Скульптурный фриз Пергамского алтаря и архитектурный ансамбль площади Согласия в Париже, «Медный всадник» Фальконе и «Граждане Кале» Родена, римские заметки и архитектурное творчество Баженова и Казакова. «Не ограничивая себя какими-либо историческими рамками, автор не стремился к единообразию изложения, — писал Д. Е. Аркин в предисловии к «Образам архитектуры». — Читатель найдет здесь и небольшие исследования, и своего рода архитектурные портреты, и страницы из путевого дневника... Автор избрал для своих исторических характеристик форму повествования, рассчитанную не только на читателя-архитектора, но и на всех тех, кто любит архитектуру или может ее полюбить». Примерно те же задачи ставил перед собой Д. Е. Аркин и в своей книге о скульптуре, которую он, по-видимому, рассматривал как продолжение этюдов по истории архитектуры. «Образы скульптуры» была последней книгой Д. Е. Аркина; она вышла в свет в 1961 году с предисловием М. В. Алпатова, которое также печатается в настоящем издании. Таким образом, объединение в одной книге очерков по истории архитектуры и по истории скульптуры представляется в данном случае закономерным и отвечает творческим интересам автора. Вместе с тем книгу, предлагаемую современному читателю, нельзя рассматривать как буквальное переиздание названных трудов Д. Е. Аркина. Для настоящего издания состав их заново просмотрен, ряд очерков опущен, некоторые статьи, специально извлеченные из обширного литературного наследия автора, включены дополнительно, но основной состав и авторский план прижизненных изданий при этом сохранен. Дополнительно включены исследование «Архитектура русского классицизма», опубликованное в книге «Архитектура. Сборник статей по творческим вопросам» (М., 1945) под названием «К характеристике русского классицизма», а также небольшой этюд «Рисунок архитектора» («Архитектура СССР», 1933, № 1), затрагивающий мало изученную у нас область архитектурной графики. Две статьи Д. Е. Аркина об Адмиралтействе, одна, посвященная архитектуре, другая — скульптуре, объединены в настоящем издании в одну. Примечания, сопровождавшие некоторые очерки Д. Е. Аркина при их первой публикации, частично введены в основной текст, частично опущены (читатель легко найдет их в обширной современной литературе по искусству). Отказ от излишних, а частью устаревших пояснений продиктован желанием редакции не только облегчить чтение, но и представить книгу очерков Д. Е. Аркина как книгу искусствоведческой прозы, это особенно ценили в авторе современники и, надеемся, оценит читатель настоящего издания. С той же целью, без специальных примечаний, произведены некоторые редакционные сокращения, уточнены и приведены в соответствие с принятыми в современной литературе ряд названий, датировок и атрибуций. Составление и подготовка текстов для настоящего издания осуществлены Д. Г. Аркиной при участии Р. В. Савко и Ю. А. Молока. Подбор иллюстраций О. В. Сугробовой. Фотосъемка ряда архитектурных и скульптурных памятников выполнена И. А. Пальминым, в книге использованы также фотографии Н. А. Беляева и А. А. Александрова. ПРЕДИСЛОВИЕ Научное творчество Давида Ефимовича Аркина отвечает широте его интересов и живому темпераменту, разносторонней образованности и незаурядной одаренности. Д. Е. Аркин начал свою научную деятельность работами, посвященными декоративно-прикладному искусству. В течение многих лет он занимался главным образом архитектурой. Уже в этих работах Д. Е. Аркина проявились характерные особенности его как критика. Не останавливаясь перед трудностями, он смело обращался к самым жгучим и дискуссионным вопросам современной архитектуры. Он не проходил мимо лучших достижений архитектуры зарубежной, но с особенным вниманием относился к тому новому и значительному, что давало о себе знать в работах советских архитекторов, и тем процессам формирования советской архитектуры, которые происходили у него на глазах и в которых он своим научным творчеством и всей своей деятельностью непосредственно участвовал. Близость к современности не мешала Д. Е. Аркину проявлять живой интерес и к классическому наследию. Особенное его внимание привлекала архитектура XVIII и начала XIX века в нашей стране и за рубежом. Д. Е. Аркин положил много труда на изучение творчества отдельных крупных зодчих, таких, как Растрелли, Захаров, Воронихин, Габриель, Леду, и других, а также на издание архивных и литературных источников по архитектуре. В этих работах Д. Е. Аркина проявляется и его понимание чисто профессиональных вопросов архитектуры, строительства и планировки, и непосредственная отзывчивость к художественным впечатлениям от шедевров архитектуры. Отдавая свои главные силы архитектуре, Д. Е. Аркин всегда испытывал влечение к другим видам изобразительного искусства. Его занимали отдельные представители русской и советской живописи, но особенно привлекала скульптура. Можно думать, что Д. Е. Аркин обратился к скульптуре в силу ее тесной, порой неразрывной связи с архитектурой. Но этим одним нельзя объяснять интерес Д. Е. Аркина к скульптуре. Скульптура не только монументальная, но и станковая — это лаконичное, благородное и величавое искусство пластики — привлекала Д. Е. Аркина на протяжении всей его деятельности. Это относится и к далекому прошлому, и к современной скульптуре. С особенным пристрастием Д. Е. Аркин останавливается на произведениях, исполненных глубокой и смелой мысли и вместе с тем волнующих своим скульптурным мастерством и совершенством исполнения. В этом выпукло проявились лучшие особенности его как художественного критика и историка искусства: отзывчивость к современности и чуткое отношение к прошлому, широкая историческая осведомленность, непосредственное художественное чутье, страстный темперамент и ясность мысли, четкая логика доказательства и яркий образный язык. Д. Е. Аркин никогда не забывал, что его предмет — искусство и что к нему ближе всего подойдет тот автор, который свои художественные впечатления и переживания сможет выразить языком искусства. М. В. Алпатов
Автор | Аркин Д. Е. |