Вашему вниманию предлагается книга А.Трифоновой "Деревянная пластика Великого Новгорода XIV-XVII веков".
Среди художественных ремесел древнего Новгорода едва ли не самым распространенным была резьба по дереву. Во время археологических раскопок на территории города в большом количестве обнаруживаются предметы обихода , детали мебели, саней, конструкции жилищ, украшеных резными изображениями. Рассматривая эти находки, мы убеждаемся в том, что они были исполнены и профессиональными резчиками, работавшими на заказ или на рынок, и людьми делавшими изделия для себя и своего дома. Очевидно, в жизни наших предков умение работать с деревом было таким же необходимым навыком, как счет или письмо.
Дерево впитавшее земные соки, энергию и свет солнца, было благородным материалом, легко доступным в лесной зоне. Резьба по дереву, в которой осуществлялся синтез формы, линии и цвета (не только натурального цвета различных пород дерева, но и цветовой гаммы росписи, украшавшей изделия), была необходима человеку для моделирования жизненного пространства, находившегося в согласии с его естественным стремлением к красоте, служила для создания предметов, наполнявших его быт.
Христианскому мировоззрению присуще освещение материальных форм, имеющих свои прообразы в мире духа. Дерево широко использовались в строительстве храмов и при создании сакральных предметов алтарных престолов, крестов, церковной утвари, царских врат, икон и конструкции иконостасов, рак для мощей святых, моленных мест. Так же как золото служило «образом света и славы и через это образом божественных энергий» в дереве осуществлялась идея ветхозаветного «древа жизни» насажденного Богом по среди земного Рая. Центральным образом Нового Завета является «древо креста» - орудие искупления, открывающего путь к спасению человечества, символ победы жизни над смертью, соответствующий основополагающему в христианской религии догмату о бессмертии. А потому и Голгофский крест, и сам распятый на нём Христос, и вся его жизнь рассматриваются как истинное «древо жизни». Сакральный характер золота и дерева определялся также божественной заповедью, по которой пророк Моисей создал из этих материалов скинию - прообраз христианского храма - и ее принадлежности (Исход, XXXI, 1-2). Храм - главное общественное здание в Средневековье , средоточие духовных богатств общества, земной образ красоты и гармонии горнего мира, вера в который оправдывала тяготы существования человека на земле. Это объясняет, почему именно в предметах религиозного культа творческая энергия и мастерство новгородских резчиков выразились в наивысшей степени.
В Новгородском Софийском соборе хранится святительское и царское моленные места - выдающиеся произведения резьбы по дереву XVI столетия. Монументальные кресты, иконы, царские врата, детали резных иконостасов и рак святых составляют уникальную часть собрания деревянной пластики Новгородского музея-заповедника.
Автор | Анна Трифонова |
Издательский дом | Издательство "Северный паломник" |
Дата издания | 2012 |
Язык | Русский |
Кол-во страниц | 488 |
Жанр | Кругозор, Творчество, научно-популярная, фотоальбом |
Иллюстрации | цветные |
ISBN | 978-5-94431-340-9 978-5-94431-341-6 |
Издательство | "Северный паломник" |