Вступление к книге "Мир глазами древнего художника Карелии"
Карелия, страна тысячи озер, лесов и водопадов, пронесла через тысячелетия и сохранила до наших дней своеобразные работы своих древних художников. Проникнуть в сущность их искусства и понять его мы можем лишь в том случае, если представим себе, хотя бы приблизительно, тот внешний мир, в котором жили творцы этого искусства.
В эпоху каменного века климат Карелии был более мягким (средняя годовая температура превышала современную приблизительно на 2°), а растительный и животный мир богаче и разнообразнее, чем в наши дни. Смешанные леса с широколиственными породами деревьев покрывали вершины холмов и сбегали вниз к рекам и озерам. В лесах водились разнообразные животные — могучие лоси с огромными кустистыми рогами, быстроногие олени, крупные туры, плосколобые быки, .пушистые соболи, в тихих заводях — выдры и бобры, в полноводных реках, озерах и море — огромное количество рыбы и морского зверя.
Обилие зверя и рыбы явилось главной причиной раннего и очень интенсивного заселения Карелии. По мере того как ледник под горячими лучами солнца терял свою былую мощь и обессиленный медленно отползал на север, более возвышенные участки земли, освобожденные от ледяного панциря, сковывающего их ранее, осваивались людьми. Это были первые переселенцы, смелые пионеры-охотники, продвинувшиеся небольшими отрядами в V—VI тыс. до н. э. (эпоха мезолита) из более южных областей.^ Их немногочисленные стоянки по размерам невелики и встречаются на песчаных участках древнего побережья озер, отодвинутых теперь далеко в глубь лесов. Орудия из камня (кремня и кварца), следы углубленных в землю жилищ —- вот те остатки, ко которым можно судить о хозяйстве и быте этих древних обитателей карельских лесов.
Особенно многочисленным население древней Карелии стало в неолитическую эпоху. Поселки того времени были расположены у
почти исключительно по. берегам рек и озер. Найденные здес раскопках грузила для сетей, рыболовные крючки, якоря говорят об огромной роли рыболовства; Но встречае здесь же разнообразное охотничье вооружение — наконечники Стрел и копий, кинжалы и ножи, изготовленные из камня и и кости, — убедительно свидетельствует и о большом значении охоты. Различные животные и птицы, обитавшие в лесах и водоемах, служили основным источником питания в течение почти круглого года. Однако охота при несовершенстве орудий того времени была очень трудным и опасным для человека занятием.
При этом одним из условий успеха' являлось знание человеком ?жизни животных, Мх повадок анатомического строения, знание, основанное на большой наблюдательности и положительном опыте, передаваемом из поколения в поколение.
Природа, окружавшая человека, его образ жизни, характер; ! I труда и степень развитий производительных сил определили сущность мышления и искусства. Если уровень развития орудии обусловил степень технического совершенства древнего мастера, то природная среда воздействовала на выбор сюжета и манеру исполнения.
Для правильной оценки изобразительного искусства древних обитателей Карелии необходимо учесть, что до нас сохранилась лишь очень незначительная часть образцов и при этом лишь тех, которые изготовлены из наиболее прочного; но вместе с тем трудного поделочного материала — камня и кости, в то время как податливые для обработки материалы — дерево, береста, кожа, — наиболее часто, по свидетельству этнографов, используемые для рисунка, оказались бесследно утраченными. Да и орудия, с по-мощью которых древний мастер создавал свои произведения, были весьма несовершенными — каменный нож и резец. Наконец, и сами художники являлись такими же, как и все, членами рода — охотниками и рыбаками — и лишь немногие часы досуга могли уделять искусству. Несомненно, однако, это были люди, наделенные ярким и самобытным талантом.
Среди огромного количества предметов бытового характера, ' сохранившихся от неолитических племен, населявших Карелию в IV—II тыс. до н. э., — орудий труда, глиняных сосудов, остатков жилых сооружений — немало найдено и предметов изобразительного искусства. Все это .вместе взятое раскрывает облик людей, отделенных от нас более чем пятью тысячелетиями, позволяем проникнуть В сущность восприятия ими внешнего мира и его осмысления, понять степень совершенства их мастерства, ' уровень развития эстетических потребностей и вкусов.
Главным источником, на основании которого можно создать наиболее правильные представления об изобразительном искусстве древних жителей карельских лесов, является скульптура, изготовленная из камня и кости, рисунки, выбитые на гранитных скалах
или вырезанные на костяных и роговых предметах, и, наконец, орнамент на глиняной посуде.
Особую ценность в этом плане представляют находки в Оленеостровском могильнике и наскальные изображения Онежского озера и Белого моря, много интересного найдено и при раскопках на древних поселениях Карелии.
* * *
В безбрежных просторах Онежского озера затерялся небольшой островок, называемый Оленьим. Сложенный из доломитовых известняков, слегка прикрытых слоем гальки, смешанной с песком, с каменистыми берегами, состоящими из нагромождения крупных серых гранитных валунов, оттаенных ледником и отшлифованных водой, этот остров выглядит суровым и сумрачным, особенно в серые дождливые дни. Побережье Оленьего острова не имеет ни одной тихой песчаной бухточки, в которой могли бы укрыться лодки в бурную ветреную погоду. С восточной и южной сторон остров окружен огромной массой воды, и лишь западная часть его сравнительно близка к столь же каменистому берегу.
Этот остров и был выбран в эпоху, раннего неолита древними жителями Карелии местом, своего плоенного кладбища. Люди не жили на нем. То был «остров мертвых». Сюда привозили они своих близких и укладывали в могилы вместе со всеми сопутствующими им при жизни вещами.2
Раскопанные археологами 170 погребений, сопровождаемые огромным количеством различных предметов, представляют неоценимый источник для познания различных сторон жизни и общественной организации древних племен, обитавших на побе режьи Онежского озера и хоронивших своих предков на Оленьем острове, позволяют приподнять завесу над тайной их прошлого.
Найденные в могильнике многочисленные кости оленя й лося остатки пищи, положенной несколько тысячелетий тому назад вместе с умершим, огромное число резцов лося и бобра, клыков медведя, показывают, какое огромное значение имели эти животные для людей неолитической эпохи; Набор разнообразных орудий: костяные кинжалы, лезвие которых образовано кремневыми вкладышами, крупные, прекрасно зашлифованные сланцевые ножи и разнообразные по форме кремневые и костяные наконечники стрел специального назначения на крупного или мелкого зверя свидетельствуют об изобретательности охотника.
====
Вступление на Французском языке
La Carelie pays des milliers de lacs, des forets et des chutes [d’eau a porte a travers des millenaires eta conserve jusqu’a nos jours les ouvrages originaux de ses artistes prehistoriques. On ne peut feomprendre leur art qu’en se donnant idee, ne fut-ce qu’approximative, du monde exterieur ou ces artistes vivaient.
A l’epoque de age de pierre le climat de la Сarelie etait plus kloux, la flore et la faune plus riches et plus variees que de nos jours.
Les forets mixtes aux arbres latifolies couvraient les tetes des colli-nes et descendaient aux bords des fleuves et des lacs. Les forets etaient peuplees des elans, des certs, de gros aurochs, des zibelines, les anses paisibles etaient habitees par les loutres et les castors, les lacs, les fleuves et la mer abondaint en poisson et en animaux de mer.
Et justement cette abondance d’animaux et de poissons qui fut [ la cause du peuplement intense de la Gardlie a partir des temps anciens. A mesure que le glacier s’eloignat lentement vers le Nord, l’homme se fixait sur les terrains eleves.
C’etaient les premiers colons venus en petits detachements des regions situees plus au Sud, au V—VI millenaire avant J. Gh. [Les restes de leurs camps peu nombreux ne sont pa's grands. On les t trouve sur les parties sablonneuses du rivage ancien des lacs qui f ont recule maintenant loin daus les forets.
Des outils en pierre (en quartz et en silex), des traces des f demeures enfoncees dans le sol — tels sont les restes qui nous fournissent des renseignements du menage et du genre de vie des > habitants anciens des forets de la Garelie.
C’est dans la periode neolitique que la population de la Garelie £ ancienne devient surtout nombreuse. Les camps de cette epoque etaient situes par excellence aux bords des fleuves et des lacs. J Des hameQons, des grappins pour les canots et d’autres objets t trouves pendant les fouilles temoignent de la grande importance I Ju’avait la peche, tandis que des pointes de fleches et de lances, des poignards en pierre et en os indiquent le grand role de la chasse. I D est a remarquer que pour faire une chasse heureuse l’homme devait connaitre la vie des animaux, leur conduite et leur anatomie, ces connaissances avaient pour base un esprit d’observation
tres developpe et une experience passant de generation a generation.
La nature au milieu de laquelle l’homme vivait, son train de vie le caractere de son travail et le niveau de developpement des forces productrices ont formd sa mentalite et son art. Si le degre de perfection technique de l’artiste ancien dependait du niveau de developpement des instruments de travail, c’est l’ambiance naturelie qui l’influen$ait quant au choix du sujet et a la maniere artistique.
Pour apprecier au juste Г art- figuratif des habitants anciens de la Garelie il faut tenir compte du fait qu’il у a tres peu d’echan-tillons qui se sont conserves jusqu’a nos jours.
Ge sont les objets en pierre et en os, matieres plus solides mais, en meme temps, plus durs au travail, tandis que le bois, l’ecorce de bouleau, le cuir qui cedent mieux et qu’on, selon les ethnog-raphes, employait plus souvent pour le dessin, ont disparu sans laisser aucune trace. Quant aux instruments, couteau et burin en pierre, avec lesquels l’artiste ancien creait ses oeuvres, ils n’etaient parfaits non plus et, enfin, les peintres, eux-memes, n’etaient que des simples pecheurs et chasseurs ainsi que les autres membres de leur tribu. Ils ne pouvaient consacrer a l’art que de rares moments de loisirs.
Il est incontestable quand meme que ces gens-la etaient doues d’un talent remarquant et original. .
Parmi le grand nombre d’objets ayant rapport a la vie quoti-dienne des tribus neolithiques de la Сarelie du III—II millenaire avant J. Gh., il у a pas mal de trouvailles servant d’exemples de l’art figuratif. Elies revelent le caractere des gens separes de nous par cinquante siecles, en permettant de penetrer dans leur conception du monde, de comprendre le degre de perfection de leur art, le niveau de leurs besoins et gouts esthetiques.
La source principale donnant la possibility de faire la plus juste notion de l’art figuratif des habitants anciens des forets de Garelie, c’est la sculpture en pierre et en os, les dessins rupestres ou les objets en os et en corne et, enfin, l’ornement de la vaisselle en argile.
D’une valeur toute particuliere sont des trouvailles faites dans le sepulcre de l’ile Oleny (l’ile de Gerf) et des images sur les rochers du lacs Onega et de la Mer Blanche. Beaucoup de choses interessantes ont ete decouvertes egalement' au cours des fouilles des colonies anciennes de la Сarelie.