Содержание:
1. Петрозаводск
Краткая история города — Круглая площадь — Музеи
2. В Кондопогу и на Лычный Остров
Марциальные воды — История Кондопоги — Успенская церковь в д. Кондопоге — Петропавловская церковь в Лычном Острове
3. Кижи
Сенная Губа и Серёдка — Кижский погост — Преображенская церковь — Покровская церковь — Колокольня — Музей-заповедник — Лазаревская церковь Муромского монастыря — Часовни из Леликозера и Кавгоры — Избы и амбары — Часовни на островах близ Кижей
4. Заонежье
Великая Губа — Усть-Яндома — Типиницы — Яндомозеро — По дороге в Кузаранду — Космозеро — Вёгорукса — Селецкое, Мунозеро, Черкасы — Северная часть Заонежья — Шуньга — Заонежская вышивка
5. На Выг
Медвежьегорск и Повенец — Раскол на Севере — Палеостровские самосожжения — Выгорецкие скиты — Чёлмужи
6. Пудожский край
Особенности культуры — Пудожские часовни — Ильинский погост на Водлозере — Бесов Нос — Муромский монастырь
7. От Вытегры к Петрозаводску
Старинные водные пути — Покровская церковь в Анхимове — Дмитриевская церковь в Щелейках — Богородицкая церковь в Гимреке
Библиография
Предисловие
В последние годы становится все больше людей, увлеченных, даже одержимых культурой северного края. Поездке на юг они предпочитают путешествие по холодному, бездорожному северу. Возвратившись, оживленно делятся впечатлениями о Карелии и Двинской земле, Беломорье и Белоозере, Пинеге и Мезени. Надолго запоминают поэтический облик старинных деревень на берегах медленных северных рек, величественные церкви, возвышающиеся над густыми лесами.
Паломничество на Север отчасти вызвано напряженным ритмом современной городской жизни, побуждающим искать разрядки в идиллической тишине, в общении с вековой мудростью, внутренней уравновешенностью, декоративной простотой старинного крестьянского творчества. Тяготение на Север связано, быть может, и с усилившимся в последнее время стремлением как можно полнее и глубже узнать историю национальной культуры, не ограничиваясь рамками общеизвестных, привычных хрестоматийных фактов. Увлечение Севером превратилось в моду. Порою не обходится без крайностей. Возникает преклонение перед экзотикой, умиление наивностью и неумелостью деревенского изделия, смешиваются этнография и искусство. Мода, вероятно, скоро угаснет, как угасает все чрезмерное. Но переживаемый нами период повышенного, возбужденного внимания к Северу вряд ли пройдет бесследно.
Еще недавно известные лишь специалистам, северные памятники постепенно становятся популярными.
Знакомство с ними расширяет не только исторический, но и художественный кругозор, обостряет эмоциональную восприимчивость, приучает ценить особую концентрированность образа, высокую степень обобщения, предельную лаконичность форм.
Книга содержит краткий рассказ о художественных достопримечательностях Обонежья — так в старину называли места, лежащие вокруг Онежского озера.
Сейчас основная территория Обонежья входит в Карельскую АССР (хотя население тут главным образом русское, карелы живут преимущественно на западе республики), а южные районы — в Вологодскую и Ленинградскую области. Городов сравнительно немного: Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск, Пудож, Вытегра. Главные художественные памятники, в том числе и знаменитый ансамбль Кижского погоста, расположены в селах.
История края небогата событиями. Приблизительно с XI века пустынные берега Онежского озера, где были лишь редкие поселения предков современных карелов, стали осваиваться новгородцами. В документах XII века уже упоминается немало здешних сел. С тех пор Обонежье прочно вошло в состав земель Великого Новгорода, а в конце XV века, вместе с Новгородом, стало частью единого русского государства.
В этом крае жили почти исключительно крестьяне. Именно они первыми приходили сюда, рубили и выжигали лес под пашни, обживали каменистые и заболоченные земли. Ни в «новгородские» времена, ни в пору Московской Руси в XVI—XVII веках здесь не выросло ни больших городов, ни крупных монастырей. Деревенским укладом жизни Обонежье выделялось даже по сравнению с соседними северными областями, куда более активно проникали городские веяния.
Новшества принесла лишь эпоха Петра I. Во время русско-шведской войны (1700—1721 гг.) были построены металлургические заводы, разрослись старые села и слободы, был основан Петрозаводск. Но в дальнейшем, особенно в XIX столетии, Обонежье оказалось в стороне от главных путей русской истории. Местная культура, созданная руками крестьян, во всей чистоте сохранила простонародный характер. Край жил тихой, неторопливой, патриархальной жизнью. Постепенно он превратился в огромный заповедник старой русской культуры. В местном деревянном зодчестве долго сохранялись сложившиеся здесь особые приемы строительства. В иконах многие века жила память о древней новгородской живописи, давно забытой в других районах Севера. Именно тут можно было услышать героические былины, восходящие еще ко временам Древней Руси.
Во множестве селений, разбросанных по извилистым, изрезанным озерным берегам и мелким островам Обонежья, сосредоточены большие художественные ценности. Книга не претендует на исчерпывающую полноту их описания. Ведь многим районам края можно было бы посвятить отдельные книги такого же размера. Кроме того, в глухих северных деревнях даже специалисту не всегда удается заметить каждое художественно значительное сооружение, каждое произведение народного творчества. Здесь возможны все новые и новые открытия. Север меньше всего похож на музейный зал, где все экспонаты выявлены, определены, снабжены этикеткой. В книге поневоле пришлось ограничиться лишь основными памятниками края. Отдельные районы описаны с разной степенью полноты. Мы то следуем вдоль берега, то несколько удаляемся в глубь материка. О Заонежье, Выгорецких скитах, Пудожском крае рассказано подробнее, чем о Кондопожском районе и южном и западном побережье.
Автор пользуется случаем поблагодарить всех товарищей, помогавших своими добрыми советами при написании этой книги, особенно Б.В. Гнедовского. И.П. Шаскольского и В.И. Шередегу.
Автор | Смирнова Э.С. |
Издательский дом | Серия «Дороги к прекрасному» |
Дата издания | 1969 |
Жанр | путеводители, научно-популярная |