1 500

Канадка Хайди Холлинджер на удивление органично вжилась в русскую действительность. Уже в середине девяностых ей удалось обнаружить в своем творчестве так называемый «славянский стиль» со свежим взглядом внешнего наблюдателя. Она стала адептом фотопортрета постсоветской эры. Так в 20-30-е годы Илья Эренбург описывал французов, по отзывам многих
сменников, лучше, чем они сами. Решив, подобно «дяде Гиляю», исследовать московскую жизнь, художница встала на ролики, вооружилась фотокамерой и баллончиком со слезоточивым газом и покатила по Москве.
Ее серия фотопортретов «трудового люда» — это своеобразный мостик, перекинутый через столетие и соединяющий нас с работами двух дореволюционных мастеров: осевшего в России иностранца Уильяма Карика (1827—1874) и отечественного фотохудожника Николая Ивановича Свищова-Паола (1874—1964). Во многих уличных торговцах, снятых Хайди, угадываются потомки тех бывших крепостных, которые в том числе развозили по Москве рыбу сто тридцать лет назад. Только нынешний «рыботорговец» снят на цветную пленку, его лоток сделан из пластика, и, в отличие от предшественников, ему пришлось сшить «доспехи» из десяти пар хоккейных штанов, чтобы защищаться от уличных бандитов. Свищов тоже бродил по Москве в поисках типажей, он тоже приглашал их в свою студию, где герои его снимков за копейки или просто за стакан чая позировали ему, и он тоже снимал их на чисто-белом фоне, как это делает Хайди.
В своей коллекции она собрала образы людей, которые олицетворяют фасад и задворки современной Москвы. Эта галерея лиц включает и дорожных рабочих, и нищих, и военных, и детей, и блестящую «бизнесменку». Фотоживопись Хайди — не что иное, как художественная панорама российского общества.
Вытягивая страну из советского болота, российские реформаторы движутся вперед, но за их спинами остается множество людей, потерявших привычное место в жизни. Они также оказываются в фокусе объектива Хайди Холлинджер, стремящейся найти лучший ракурс для отображения необыкновенных черт обыкновенных лиц. Однако и те, кто остались позади, кто был отброшен на обочину трассы, по которой Россия несется к обновлению, и победители этой гонки, и артистические натуры, процветающие в новых капиталистических джунглях, — все они нашли в лице Хайди пытливого фотографа, готового и способного запечатлеть их для истории. Нашли путешественницу, которая видит в них товарищей по странствию в этом «отважном новом мире». Нашли женщину, чья фотокамера превращает каждого из них в символы великой России.