букинист.
2 200

Предлагаемое издание представляет собой монографическое исследование церкви 1 св. Георгия в Старой Ладоге и определяет значение этого памятника домонгольской эпохи I для древнерусской культуры XII в.

В книге широко представлены вновь выявленные архивные материалы, дан анализ технологических, художественных и иконографических особенностей архитектуры и фресок XII в. Помимо этого проанализированы данные последней реставрации и богатый эпи- В графический материал.

Исследование осуществлено коллективом авторов (Васильевым Б.Г., Лалазаровым С.В., Рождественской Т.В.) под руководством В.Д. Сарабьянова.

----

Введение
В отечественной науке, занимающейся изучением древнерусского искусства, давно уже назрела необходимость монографического изучения средневековых памятников. Концепция обобщающих работ, во многом построенная на чисто художественном восприятии памятника, в настоящее время в известной степени исчерпала себя, а огромный материал реставрационных и научных открытий, выполненных за последние десятилетия, требует пересмотра многих, ставших традиционными воззрений.

В этом отношении одним из интереснейших памятников древнерусского искусства домонгольского периода является Георгиевская церковь в Старой Ладоге. Возведенная в последней четверти XII в. и тогда же украшенная фресками, эта церковь еще в XV столетии воспринималась современниками как святыня, достойная самого бережного сохранения. Однако в XVII-XVIII веках древний храм был предан забвению, он неоднократно перестраивался, а фрески были частично сбиты и забелены. В конце XVIII в. начинается долгий и трудный путь открытия церкви, ее оценки и изучения. Уже в начале XIX столетия Георгиевская церковь попадает в поле зрения любителей старины и становится одним из первых объектов изучения нарождавшейся русской медиевистики. Во второй половине XIX столетия сама церковь и ее росписи оказываются под пристальным вниманием исследователей, став по существу первым полно и качественно опубликованным памятником древнерусской монументальной живописи. Этим росписям посвящена одна из первых отечественных монографий, написанная В.Н. Лазаревым еще до войны, но увидавшая свет только в 1960 г. Однако лишь в последние годы Георгиевская церковь и ее фрески предстали перед нами после завершения длительной реставрации во всей полноте своей сохранности, что позволяют дать этому памятнику адекватную и во многом новую оценку.

С церковью св. Георгия в Старой Ладоге связаны многие вопросы формирования русской архитектурной и художественной школы домонгольского периода. Фрески Георгиевской церкви являются одним из наиболее византинизирующих памятников монументальной живописи позднего XII в. на территории России. В то же время эти росписи нерасторжимо связаны с новгородской живописью этого периода и оказываются принципиально важными для понимания особенностей развития новгородской художественной традиции конца XII столетия и роли в этом процессе византийских влияний. Архитектура церкви св. Георгия не раз становилась объектом научного исследования, однако лишь в последние десятилетия, в ходе комплексной реставрации, длившейся с 1983 по 1995 гг., было проведено всестороннее натурное обследование памятника, и полученные данные позволяют принципиально по-новому осветить рядважнейших вопросов по архитектурной истории церкви, непосредственно связанных с глобальными проблемами изучения древнерусского зодчества.

Новые данные позволяют внести существенные коррективы во все аспекты изучения памятника. Так, в результате архивных изысканий выявлен ряд документов, значителен но расширяющих наши знания по истории памятника и, в частности, дающих основание частично реконструировать облик храма в различные периоды его истории и воссоздать некоторые утраченные детали его росписи. Археологические и архитектурное исследования позволили определить два этапа в строительстве храма, что вносит известные коррективы в хронологию новгородского зодчества второй половины XII в. и уточняет датировку росписей церкви. Раскрытие новых участков росписей и расчистка уже ранее известных, а также включение в научный оборот многочисленных фрагментов фресок, собранных кропотливым трудом исследователей, существенно дополняют иконографический состав храмовой декорации, конкретизируют ее программу и позволяют дать развернутую оценку художественному своеобразию живописи. Наконец, введенные в монографию материалы по рисункам и надписям-«граффити», а также анализ сопроводительных надписей на фресках, значительно расширяют наши знания об этом памятнике и вносят коррективы в такие важные вопросы, как датировка церкви и ее фресок.

Всестороннее исследование Георгиевской церкви явилось одним из этапов комплексной реставрации памятника, которая, начавшись в конце 1970-х, с незначительными перерывами длилась до конца 1990-х гг. Эти годы стали для нас, исследователей и реставраторов архитектуры и живописи, школой жизни и профессионального мастерства. В реставрации Георгиевской церкви нашими профессиональными и духовными наставниками были два выдающихся реставратора своего времени — Г.С. Батхель и Г.М. Штендер, с именами которых связана целая эпоха в истории отечественной реставрации. Незабвенной памяти художника-реставратора Георгия Сергеевича Батхеля и архитектора-реставратора Григория Михайловича Штендера мы и посвящаем свою книгу.

----

Содержание
Введение

5

ВД. Сарабьянов

История церкви св. Георгия,

ее изучение и реставрация

9

С.В. Лалазаров

Архитектура церкви св. Георгия

69

ВД. Сарабьянов

Иконографическая программа фресок Георгиевской церкви и система росписи древнерусских храмов середины второй половины XII века

127

В Д. Сарабьянов

Стилистические основы фресок Георгиевской церкви и византийская монументальная живопись второй половины XII века

193

ВД. Сарабьянов

Фрески Георгиевской церкви

и новгородское искусство конца XII века

265

Б.Г. Васильев

Техника и технологические приемы фресок Георгиевской церкви

295

Б.Г. Васильев

Т.В. Рождественская

Надписи и граффити на фресках Георгиевской церкви

355

Примечания

388

Список иллюстраций

435

Список цветных таблиц

440

Список принятых сокращений

442